тел. 469-439
Первомайская 74, офис 39
(ДЦ "Первомайский")

«Дачную амнистию» продлили на три года, а оформление собственности на участки в садоводствах по упрощенной процедуре – почти на шесть лет. БН разбирался в тонкостях законотворческих новаций.

60«Дачная амнистия» – это обиходное название федерального Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», который действует с 2006 года. Напомним, он был принят, чтобы помочь россиянам оформить собственность на дома и участки, которыми они пользовались многие годы без правоустанавливающих документов современного образца. Поначалу предполагалось, что процедура будет действовать до 2010-го, но затем срок был продлен до 1 марта 2015 года. В последний день действия «дачной амнистии», 28 февраля текущего года, президент страны подписал федеральный закон, продливший ее срок еще на три года, до 1 марта 2018 года.

Всего за девять лет «дачной амнистии», по данным Росреестра, были выданы свидетельства о собственности на 2,5 миллиона объектов индивидуального жилищного строительства, 2 миллиона домовладений, 6 миллионов земельных участков. Тем не менее более трети участков до сих пор не зарегистрированы, а количество не оформленных в собственность домов не поддается учету. Владельцам таких объектов предоставлен еще один шанс заявить свои права.

Кому какой срок?

В рамках «дачной амнистии» можно зарегистрировать в первую очередь собственность на землю. Сделать это может любой гражданин. Но только – при выполнении некоторых условий. Во-первых, участок должен быть получен до 30 октября 2001 года, то есть – до вступления в силу действующего Земельного кодекса РФ. Во-вторых, по «упрощенке» оформляются участки, выделенные для определенных целей, таких как ведение личного подсобного или дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Изначально на регистрацию всех перечисленных видов участков отводились одни и те же сроки (до 2010-го, затем до 2015 года). Но с 1 марта 2015 года ситуация изменилась. Землю, выделенную под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) и личное подсобное хозяйство (ЛПХ), можно зарегистрировать в Росреестре в рамках «амнистии» до 1 марта 2018 года. А члены садоводческих, дачных и огородных товариществ и кооперативов оказались в лучшем положении. Согласно ФЗ-171 «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ», который вступил в действие с 1 марта, они смогут оформить права на свой участок по прежнему порядку, собрав минимум документов, до конца 2020 года.

В рамках упрощенной процедуры также можно зарегистрировать права собственности на постройки, возведенные на земле, выделенной целевым назначением. Как подчеркнули специалисты Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, дачные, садовые домики, а также прочие строения (гаражи, хозяйственные блоки, беседки, сараи, амбары), для возведения которых в соответствии с законодательством не требуется разрешения на строительство, оформляются по упрощенной процедуре бессрочно.

Собственность на дачные и садовые домики, а также – хозяйственные постройки оформляется по упрощенной процедуре бессрочно

Срок до 1 марта текущего года был определен только для индивидуальных домов, возведенных на землях ИЖС и ЛПХ. Именно для этих построек выделены дополнительные три года действия «упрощенки».

Пока для их оформления достаточно представить в регистрирующий орган правоустанавливающий документ на земельный участок. Но после завершения «дачной амнистии» 1 марта 2018 года необходимо будет получить разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта в эксплуатацию. Или, если речь идет о недостроенном доме, – разрешение на строительство. Самовольную постройку придется легализовать через суд.

Напомним, что на участках, выделенных под огородничество и садоводство, жилой дом зарегистрировать удастся только в том случае, если местный орган власти своим постановлением изменит категорию разрешенного использования земли.

Земельный вопрос

Чтобы «легализовать» землю, выделенную под ИЖС или ЛПХ, по-прежнему достаточно предоставить в Росреестр правоустанавливающий документ на участок. Он может быть любым: акт о предоставлении участка в пожизненное наследуемое владение или в постоянное бессрочное пользование, выданный местным органом власти или уполномоченным госорганом. Либо же – постановление, распоряжение, решение органа власти о выделении надела. Когда речь идет о приусадебном участке (ЛПХ), подтверждением может стать также выписка из похозяйственной книги, полученная в органе местного самоуправления.

Нередко в имеющемся в распоряжении гражданина документе конкретно не указано, на основании какого права была предоставлена земля. Тем не менее такой участок считается выделенным в собственность и тоже подпадает под «амнистию».

Если нет ни акта, ни свидетельства, но человек уверен, что хозяин именно он, положение тоже небезнадежно. Следует для начала с помощью местной администрации и кадастровой палаты выяснить, на землях какого назначения расположены ваши сотки. Затем обратиться в архив и найти решение местного совета народных депутатов или администрации о выделении участка.

Единственная патовая ситуация – расположение участка на «неподходящих» землях. Например, с иными, кроме перечисленных выше, видами разрешенного использования. Или с наложенным судом ограничением оборота. Тогда перспектива стать собственником любимого огорода, дачи или усадьбы становится призрачной.

Второй важный документ – кадастровый паспорт участка – по идее, уже должен содержаться в Государственном Кадастре Недвижимости (ГКН). Если это так, то беспокоиться не о чем: сотрудники Росреестра сверятся с базой данных и зарегистрируют право собственности. Даже если данные в правоустанавливающем документе и кадастровом паспорте не совпадают, в регистрирующем органе не должны отказать. Приоритет отдается данным из кадастрового паспорта, которые и указываются в свидетельстве о собственности на землю. Исключение составляют случаи, когда расхождение составляет более 10%. Тогда собственнику придется все-таки провести межевание и уточнить границы участка.

Если данные о площади участка в правоустанавливающем документе и кадастровом плане не совпадают, собственность оформляют согласно сведениям из кадастра

Чтобы убедиться, что все в порядке – участок учтен, а расхождения данных в пределах указанной нормы, можно запросить кадастровый паспорт в Филиале ФГБУ Федеральной кадастровой палаты Росреестра по месту нахождения участка. Если результат оказался неутешительным, собственнику для регистрации своего права придется обратиться к кадастровым инженерам, потратить деньги, провести межевание, поставить землю на кадастровый учет и лишь потом идти в Росреестр за «амнистией».

Кстати, для участков, зарегистрированных в соответствии с № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также наделов, выделенных муниципалами под ИЖС в индивидуальном порядке, о чем есть соответствующее заключение, предоставление кадастрового паспорта не требуется. Однако объект должен быть учтен в ГКН.

Товарищи – люди особые

Как уже говорилось, на два с лишним года дольше, до конца 2020-го, смогут заниматься оформлением собственности на землю члены дачных, огородных и садоводческих товариществ, вне зависимости от того, когда они присоединились к сообществу земледельцев-любителей. Важно, чтобы участок был предоставлен для указанных целей до вступления в силу положений 171-ФЗ (то есть до 1 марта 2015 года).

Обычно перечисленные некоммерческие объединения владеют большим участком земли на праве аренды или собственности, выделяя каждому члену его несколько соток для разведения сада-огорода. Выдаваемая при этом книжка садовода и прочие подобные документы никаких прав на надел не дают, являясь, по сути, исключительно подтверждением членства в кооперативе или товариществе.

Чтобы стать полноценным собственником, прежде всего необходимо приватизировать землю. Для этого надо самостоятельно и в произвольной форме описать местоположение земельного участка на кадастровом плане территории и площадь своей земли, приложить справку кооператива или товарищества, подтверждающую предоставленные сведения, а также – заявление на бесплатную приватизацию.

Пакет документов передается в орган местного самоуправления. Последний вправе затребовать у некоммерческого объединения учредительные и правоустанавливающие документы на участки. Как правило, это делается в том случае, если вы первый из партнеров заявляете о своем желании стать собственником. По закону, если нет никаких препятствий, через 14 дней правоустанавливающий документ на землю будет выдан.

Дальнейшие действия аналогичны регистрации права собственности на землю ИЖС и ЛПХ: оплатить государственную пошлину за регистрацию права и отнести бумаги в Росреестр на государственную регистрацию.

Видео

Оригинал материала 

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Поиск по сайту


В Третейскую комиссию

...

Мы в Фейсбук