Основной проблемой долевого строительства является риск дольщика не получить приобретенное жилье из-за банкротства Застройщика. Изменения, вступившие с 01.01.2017, направлены на защиту интересов дольщиков. Итак, что изменилось:
1. Появилось нововведение: Теперь действие закона о долевом строительстве распространяется и на строительство домов блокированной застройки.
2. Кто теперь может быть застройщиком?
Это юридическое лицо, имеющее оплаченный уставной капитал в размере, установленным Законом №214 (пропорции ниже), не ведется дело о банкротстве, деятельность Застройщика не приостановлена на основании решения суда, не состоит в реестре недобросовестных поставщиков, Застройщик не в стадии ликвидации, отсутствует недоимка по налогам и сборам и др.
Размеры уставного капитала Застройщика после 01.01.2017 г.:
• 2 500 000 руб. при площади не более 1 500 кв.м;
• 4 000 000 руб. при площади не более 2 500 кв.м;
• 10 000 000 руб. при площади не более 10 000 кв.м;
• 40 000 000 руб. при площади не более 25 000 кв.м;
• 80 000 000 руб. при площади не более 50 000 кв.м;
• 150 000 000 руб. при площади не более 100 000 кв.м;
• 400 000 000 руб. при площади не более 250 000 кв.м;
• 800 000 000 руб. при площади не более 500 000 кв.м;
• 1 000 000 000 руб. при площади более 500 000 кв.м.
Становится очевидным, что многие Застройщики в период нового строительства столкнутся с определенными трудностями с формированием не только уставного капитала, но и с обеспечением выполнения всех требований, предъявляемым к ним Законом №214-ФЗ.
3. Публичность информации:
Дополнительное изменение касается уровня открытости застройщика. Если до изменений в закон, при строительстве многоквартирного жилого дома достаточно было опубликовать декларацию (причем, сама декларация не только не несла в себе информацию, достаточную для понимания сути проекта строительства и основных условий привлечения денежных средств граждан, но и по сути могла содержать недействительные данные), после 01.01.2017 произошло существенное расширение объема информации, к которой Застройщик обязан обеспечить публичный доступ, что позволит Дольщику еще до обращения к Застройщику получить информацию о строительстве объекта. Кроме того, ранее Закон не содержал обязательной публикации именно на сайте, после внесенных изменений интернет ресурс — официальный сайт компании — стал обязательным элементом деятельности Застройщика.
4. Проектная декларация:
Если до 01.01.2017 года к проектной декларации были пониженные требования, то есть, простая письменная форма, опубликованная в общедоступных источниках информации. То после января 2017 года, проектная декларация составляется в электронной форме и подписывается усиленной электронно-цифровой подписью. Несвоевременное изменение данных проектной декларации либо неполное изменение является основанием для Дольщика признать сделку недействительной как совершенной под влиянием заблуждения.
Достаточно важное изменение с точки зрения того, что само содержание проектной декларации не несет в себе достаточной информации для дольщика как для потребителя, чаще всего вся важная информация содержится в проекте, однако, в очередной раз законодатель делает акцент именно на этом документе. Предполагается, что целесообразно в таких условиях разрабатывать декларацию с учетом информации, интересной потребителю: помимо указания на количественные характеристики помещений в многоквартирном доме, важно указывать на место размещения выходов нежилых помещений по отношению к жилым, каким образом будут установлены входные группы помещений и другая информация, интересная потребителю.
5. Способы обеспечения обязательств Застройщика:
На ряду со «старыми» способами исполнения обязательств Застройщика, появились новые и дополнились старые.
Так расширилось регулирование такого способа обеспечения обязательств как поручительство банка. Ужесточены требования к уставному капиталу самого банка, наличию собственных средств банка (банковская гарантия).
Новым способом обеспечения исполнения обязательств стал договор поручительства юридического лица, которое является учредителем Застройщика.
Серьезным шагом к усилению контроля над деятельностью застройщика является попытка законодателя нормативно обеспечить целевое расходование денежных средств.
Вводится запрет на нецелевое использование денег. Ответственность за целевое использование несут руководитель и главный бухгалтер строительной организации. При этом годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность застройщика подлежит обязательному аудиту.
Цель изменений - отсеять недобросовестных застройщиков и потенциальных застройщиков-банкротов. Контроль за застройщиками будет осуществляться на двух уровнях: федеральном (это Минстрой России) и региональном (это комитеты по строительству субъектов РФ). Теперь, у дольщиков должна появиться более полная картина о застройщике, о том, насколько он надежен, и насколько строящийся дом и конкретный приобретаемый объект долевого строительства, а также условия его приобретения и передачи, удовлетворяют требованиям дольщика. А у контролирующих органов теперь больше полномочий по контролю и анализу деятельности застройщика.
Обзор подготовлен К. Малякиной, юрисконсультом РК «Ростум-недвижимость» г. Пенза